
МОУ "ООШ" с. Деревянск прошли еще одни классный часы "Разговоры о важном" на тему "День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками".
Цель занятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Занятие начинается с вводного слова учителя, рассказывающего о теме занятия. Дается определение понятия геноцид, выявляется его сущность, определяются причины возникновения геноцида. Учитель, используя видеоматериал, доносит до обучающихся информацию о том, что такое День единых действий, какова его роль и значение. С помощью видеоматериала дети узнают об одной из самых трагических историй геноцида нашего народа – блокаде Ленинграда.
Основной линией занятия является осуждение идеологии нацизма, имеющей человеконенавистническую природу через обращение к историческим фактам геноцида в годы Великой Отечественной войны.
В основной части занятия рассматриваются эпизоды Великой Отечественной войны, которые являются фактами проявления геноцида советского народа: внимание обучающихся обращается на блокаду Ленинграда, во время которой погибли сотни тысяч жителей этого города; приют «Призрение» подневольных детей-доноров, действовавший в оккупированной Макеевке Сталинской области (Донецкая Народная Республика) в 1942 – 1943 гг.; лагерь смерти «Красный», организованный немецкими оккупационными властями на территории совхоза вблизи Симферополя (поселок Мирное).
Учитель рассказывает учащимся о трудностях жизни советского населения в оккупационный период. С помощью вопросов узнает мнение детей, учитель и обучающиеся делают выводы. Учитель приводит факты, рассказывающие о системе концентрационных лагерей, созданной нацистами, приводя статистические данные, делая акцент на человеческих качествах, которые помогли узникам выжить в нечеловеческих условиях.
Говоря о преступлениях нацистов, учитель акцентирует внимание, что 4 наряду с взрослыми, часто жертвами фашизма становились дети – самая незащищенная категория населения. Учитель переходит к рассмотрению деятельности приюта «Призрение» подневольных детей-доноров. С помощью видеофрагмента обучающиеся узнают о преступлениях нацистов против детей, которые стали широко известны относительно недавно, приходят к выводу о том, что убийство детей из макеевского приюта «Призрение» - акт геноцида.
Далее учитель с помощью видеоматериала знакомит обучающихся с деятельностью лагеря смерти «Красный» в Симферополе.
Обучающиеся подходят к выводу о том, что преступления нацизма не имеют срока давности.
Основная мысль заключительной части занятия – историческая память и преемственность поколений в отношении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны.
В этой части занятия обучающиеся кратко знакомятся с деятельностью Нюрнбергского трибунала и Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.
Из видеоматериала обучающиеся узнают о судебных процессах в Российской Федерации по признанию геноцида советского народа, а также заявлении Государственной Думы 22 марта 2023 года о важности дать судебноправовую оценку совершенных в Великую Отечественную войну преступлений против человечности.
Памятники Донбасса, восстановленные и воздвигнутые уже в настоящее время, не позволяют нам забыть уроки прошлого.
Заключительная часть занятия проводится в формате общего обсуждения, организованного учителем.
Во время ответов на вопросы важно подвести обучающихся к выводу о необходимости активных действий по сохранению исторической правды и памяти о событиях Великой Отечественной войны.