РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийского совещания
«Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы»
г. Калуга, 4 - 5 декабря 2023 года.
4 – 5 декабря 2023 г. состоялось Всероссийское совещание на тему: «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, тенденции, перспективы» (далее – Совещание) для должностных лиц исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, имеющих в составе обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, а также должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Цель проведения Всероссийского совещания – повышение эффективности работы по социокультурной и языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
Число участников совещания составило 695 человек, из которых 179 человек – представители исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, курирующие вопросы адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан, молодежной политики, культуры, спорта и детского отдыха, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представители органов местного самоуправления.
Ключевой темой Совещания стало совершенствование организации работы образовательных организаций по вопросам социальной культурной, языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, а также по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении их при поддержке заинтересованных учреждений и ведомств, общественных и религиозных организаций.
В ходе пленарной сессии Совещания рассмотрены актуальные вопросы:
- об обучении несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях, их адаптации и социализации в Российской Федерации;
- о профилактике криминального поведения несовершеннолетних;
- об адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан;
- о правовом положении несовершеннолетних иностранных граждан и организации их учета на территории Российской Федерации;
- о деятельности в сфере языковой и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.
В ходе проведения пленарной сессии и секций рассмотрен опыт работы по адаптации, социализации, профилактике противоправных деяний, обучению русскому языку несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде Калужской, Московской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Представители данных субъектов Российской Федерации поделились опытом работы по созданию региональных моделей организации деятельности по языковой и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.
Участники Совещания посетили общеобразовательные организации города Калуги, имеющие накопленный опыт по организации работы с несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с миграционной историей.
В соответствии с пунктом 65 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 3718-р, на федеральном уровне обеспечена разработка Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года (далее – Комплекс мер). Аналогичные комплексы мер приняты во всех субъектах Российской Федерации. В них включены блоки воспитательных и профилактических мероприятий, в том числе направленных на психолого- педагогическую поддержку несовершеннолетних мигрантов.
В целях оказания помощи педагогам и специалистам, работающим с детьми иностранных граждан, Федеральный координационный ресурсный центр по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на своем сайте регулярно размещает информационные и методические материалы, обзоры регионального опыта и успешных практик, ведет консультации.
По итогам работы Совещания участники выработали следующие предложения и рекомендации по приоритетным направлениям деятельности.
Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:
- Проработать в 2024 году вопрос о внесении изменений в региональные документы стратегического планирования в части дополнительного финансового обеспечения мероприятий по социальной и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.
- Содействовать реализации в 2024 году мероприятий по профессиональному развитию управленческих и педагогических кадров образовательных организаций по языковой адаптации, психолого-педагогическому сопровождению, профилактике противоправных деяний среди несовершеннолетних иностранных граждан, включая курсы повышения квалификации по данным направлениям.
- Использовать в работе методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации обучающихся: https://drive.google.com/file/d/1jZ8upUoRslJFoSPRXic6wThuR38E7Uie/view.
- Использовать для проведения работы по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан материалы, размещенные на сайте Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан http://fkrc.mgppu.ru/.
Общеобразовательным организациям:
- Обеспечить реализацию мероприятий в рамках полномочий по профилактике деструктивного поведения среди обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей и в отношении них, с использованием рекомендаций по организации профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении их, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (https://drive.google.com/file/d/1VJShl6mu61U9IaftwCVrctIAcU7XUWEu/view).
- Включать в учебные планы общеобразовательных программ курсы, дисциплины (модули), а также реализовывать дополнительные общеобразовательные программы по изучению русского языка детьми, слабо владеющими или не владеющими русскими языком в объеме, необходимом для освоения основных общеобразовательных программ. Для определения потребности в изучении русского языка использовать диагностические материалы, размещенные на информационном портале федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования» (https://edsoo.ru/), а такжеметодические рекомендации об организации работы образовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан: https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsclQS8mu-1TCOTlBAkYJzmqt/view
- Использовать ресурсы общественных организаций для социализации несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе Российского движения детей и молодежи «Движение первых», ЮНАРМИИ и других.