
МОУ "ООШ" с. Дереявнск прошел классный час "Разговоры о важном" по теме "Налоговая грамотность".
Цель занятия:
● формирование представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства;
● формирование ценностного отношения к конституционной обязанности гражданина – уплате налогов.
Работа начинается с погружения в тему занятия.
В начале занятия класс знакомится с основными персонажами занятия, происходит погружение в сюжетную линию. Персонажи Дэн, Аля и Фунт будут вместе с ребятами отвечать на все вопросы и сопровождать их всё занятие.
Занятие начинается с ответов на вопросы, которые помогают сформулировать основную тему. Важно сразу направить беседу в нужное русло: несмотря на достаточное количество теоретического материала, главная задача — показать, для чего нужны налоги и как каждый может сделать свой вклад в развитие государства.
Вопрос детям: Как можно участвовать в строительстве государства и вносить свой вклад?
Просмотр видеообращения Егорова Даниила Вячеславовича, руководителя Федеральной налоговой службы.
Посвящена знакомству школьников с видами налогов (налог на транспорт, имущество, земельный налог и НДФЛ), понятием ИНН, а также с некоторыми цифровыми сервисами налоговой службы (личный кабинет налогоплательщика).
Основная сложность: не смещать ход разговора только в сторону теории.
Для погружения в вопрос о значении налогов для государства учитель может дать справку об истории налогов в России, показать небольшое видео. Решение о включении исторической справки учитель принимает самостоятельно. Если занятие проходит без части об истории налогов, то можно переходить к высказыванию М. В. Мишустина, обсудить его значение.
После этого в ходе игры ученикам предлагается выяснить, какие налоги существуют.
Затем расскажите о сотрудниках Федеральной налоговой службы. Поясните, что в их обязанности входит не только контроль, но и помощь налогоплательщикам. При возникновении вопросов, которые касаются налогов, нужно обязательно обращаться к ним. Также на помощь в этих вопросах приходят цифровые сервисы, например, личный кабинет налогоплательщика. Обязательно расскажите про функционал, поделитесь своим опытом его использования; поясните, что можно делать при его помощи. В этой части важно подчеркнуть, что это очень облегчает процесс уплаты налогов, делает его удобным.
При описании ИНН старайтесь делать объяснение простым и доступным, чтобы у школьников не сложилось впечатление о том, что процесс его получения сложен.
Обязательно подведите итог: расскажите о том, что вся система направлена не просто на сбор налогов, а на то, чтобы мы могли внести свой вклад в развитие общества и государства. Налоги — инвестиции в будущее. Именно это должно быть основным выводом.
При работе с кейсом помогайте командам, направляйте и подсказывайте. Четко следите за временем, чтобы не затягивать работу.
В конце занятия еще раз сформулируйте вместе с учениками выводы: благодаря уплате налогов мы делаем вклад в общество и государство; появляются общественные блага, которыми мы все пользуемся, поэтому важно бережное отношение к тому, что нас окружает.